Манера письма Садека аль Азма

Манера письма Садека аль-Азма прямая до крайности. Он едко высмеивал то состояние, в котором оказались арабские страны и народы, осмеливался говорить об исламе с не слыханной в то время, да и сейчас, резкостью. Хотя книга была вызвана глубочайшим разочарованием и унижением арабов после поражения 1967 года, частично преодоленными в арабо-израильской войне 1973 года, ее главные разящие стрелы направлены против архаического социального устройства арабского мира, устаревших моральных норм, традиций, устаревшей системы мышления. С горечью, возможно слишком едкой, с горячностью, может быть и чрезмерной, он выносит приговор арабу как индивидууму и арабу как человеку в системе социальных связей.

Свою задачу молодые арабские леваки видели в том, чтобы побудить арабских интеллектуалов стряхнуть с себя бремя традиций, перестроиться, создать психологическую предпосылку для революционных действий и глубоких социальных перемен. Молодые радикалы в Египте и в других арабских странах восхищались фаустошжим аспектом западной цивилизации, они считали, что она умеет отрицать прошлое во имя будущего, обладает способностью заставлять людей двигаться и работать. Отвергая империализм и неоколониализм, эксплуатацию и коррупцию, они предлагали взять от Запада рационализм, научный подход к понятиям и явлениям. Накопление современного вооружения и современных машин - это еще не приобщение к современности, считали они. Необходим определенный настрой ума, человеческий элемент - вот главное.

"Арабы, - говорил аль-Азм, - импортировали продукцию научного творчества, но они не смогли уловить динамику взаимоотношений между человеческим бытием и материей, которая требует научной ориентации. У нас есть место для холодильников, телевизоров, нефтяных скважин, самолетов "МИГ", радаров и тому подобное, но наш образ мышления, который использует эти импортированные продукты, остается таким же традиционным образом мышления, который соответствовал бедуинским, аграрным стадиям, предшествовавшим индустриальной революции. Ритм арабской жизни нужно приспособить к научно-техническому прогрессу. Арабы потребляют, но не производят. Импортированные машины увеличивают отчуждение индивидуума от общества. Арабы имитируют потребление Запада, но не производство. Они вступают в контакт с вторичными продуктами науки, но они далеки от социального прогресса, который сделал возможным научный прорыв. Но социальный прогресс невозможен без социальной революции".